Приветствую Вас, Гость
Механизатором быть хочу
    С декабря пршлого года сельское професиональное учлище № 98 получило статус автономного образовательного учреждения. Следовательно, через три года, согласно действующему законодательству, государство в лице министерства образования начнет уменьшать расходы на его содержание, поэтапно сокращая их на десять процентов ежегодно. Руководителя ПУ №98 Камиля Хасанова такое решение ничуть не смущает. "Наконец-то, - говорит он, - определили конкретные условия существования училища. До этого решения постоянно присутствовала угроза его закрытия".
    Возглавляя данное образовательное учреждение шестой год, он всякий раз вынужден был рассматривать поступающие сверху предложения "оптимизировать" или "модернизировать" учебный процесс, для того что-бы определить наименее затратную форму его существования.
     Поскольку первое существенное сокращение объемов финансирования состоится в 2015 году, значит, уже сегодня следует подумать о том, как модернизировать учебный процесс, чтобы оптимизировать расходы. "Мы учились этому пять лет, - рассказывает директор, - пока научились зарабатывать более 5 млн. рублей в год".
     - Много это или мало?
     - Недостаточно, учитывая, что со временем мы должны будем взять на себя расходы в 12 млн.
     - Возможно ли заработать эту сумму?
     - Да, если еще больше будем совмещать теорию с практикой.
    К процессу приобретения практичесих навыков в училище одинаково хорошо относятся и педагогический состав училища, и ученический. Так, кутуевский Булат Сафин и малоказаккуловский Айнур Шагеев свое будущее связывают с жизнью в деревне. и если им удастся государственной программой поддержки села и приобрести по одному трактору, проблем с поиском источников дохода у них не будет. Спрос на услуги механизаторов в деревне есть всегда. Остается лишь научиться выполнять их. Двести гектаров посевных училищных площадей, которые поровну засеваются кормовыми и зерновыми культурами, служат своеобразным полигоном, где ребята приобретают необходимые навыки. Правда, засевать приходится без удобрений, гербицидов и даже без  ... горючего, но несмотря на существующие сложности, начинающие механизаторы умеют и бороновать, и сеять, и убирать. Выращенный ими урожай даже пользуется спросом и настраивает учащихся на понимание того, что любые доходы необходимы хозяйству.
    Так, за последний год училище смогло приобрести автобус и "ЖИгули" для учебных целей. Их использование позволит повысить уровень доходности и впоследствии немного обновить технический парк. Рассказывая о нем, Камиль Галимович упоминает, что хлопот он доставляет намого больше,  чем приносит пользы. Однако на самом деле парк выглядит не так безрадостно, как о нем рассказывают. Каждая единица давно отработавшей свой век техники начищена до блеска и буквально сияет аккуратно прокрашенными поверхностями.  Айнур и Булат говорят, что это заслуга мастеров. Они учат ребят бережно относиться к технике. К слову, существующая материальная база находится в постоянном развитии. Ее, конечно же, нельзя считать современной, тем не менее она привязана к деревенской действительности. Та же самодельная кукурузница, где ребята учатся ковать необходимую для дела железную мелочь, верно нашла свое место. Или теплица, где как раз пошли в рост зелень с редиской, тоже чему-нибудь да науат ребят, в жизни которых до прихода в училище отсутствовали всякие представления об основных составляющих экономики крестьянского подворья. Из 240 юношей, поступивших учиться, 97 - из малообеспеченных семей, 55 - неполных, 16 - неблагополучных, еще 16 сирот.
    "Для каждого из них существование училища просто необходимо, поскольку другого доступного способа получить профессию у них нет", - говорит и заместитель директора по общеобразовательным дисциплинам Фанида Бадретдинова.
    Судя по ее словам, они учатся здесь и общению, и русскому языку, и умению планировать будущее. Так группа газосварщиков с "рабочими корочками" на руках осваивает тюменский север - 23 из 25 выпустившихся с этой профессией смогли найти работу на нефте- и газодобывающих производствах.
    Ежегодно училище выпускает 100 механизаторов, получающих начальное профессиональное образование на бюджетной основе. И все они без следа "растворяется". Во всяком случае, местные хозяйства постоянно испытывают дефицит в квалифицированной рабочей силе. Похоже, что и в этом году он не будет ликвидирован, поскольку одно из предприятий из Набережных Челнов уже развило в них вкус не аграрной, а производственной сфере. Речи об окончательном трудоустройстве не ведет, но серьезную практику уже обеспечивает, причем на достаточно выгодных условиях. За ребятами приезжает автобус, им предоставляют места в общежитии, оплачивают посменную работу. Но самое главное даже не в этом. По словам Камиля Галимовича, участие в налаженном производственном процессе приучит юношей к дисциплине, ответственности, поможет закрепить в них привычку вовремя прходить на работу и выполнять задание. Вслед за первой партией собирается в дорогу вторая. Какая часть останется после завершения учебы в районе, кто из оставшихся выберет аграрный сектор, пока неясно.
     Районные власти в последнее время заинтересовались направлениями трудовой миграции населения, в частности, молодого поколения. Известно, что проживающие в северной части района тяготеют к Миассу, "южане", обосновавшись поначалу в Белорецке, затем находят работу в Магнитогорске. По этому поводу можно было бы и не тревожиться, если бы не потребность района в собственных кадрах. Но и в этом смысле ситуация не совсем однозначная, говорят в отделе сельского хозяйства. Агрофирма "Байрамгул", сократив в 2011 году в связи с оптимизацией затрат на производство  152 работника, отказалась от услуг 60 опытнейших механизаторов. Сегодня большинство из них вахотовым методом осваивает север.  Рассчитывать на квалификацию ранее уволенных не приходится, они заинтересованы в постоянном трудоустройстве и относительно высокой зарплате.
     По мнению руководителя отдела сельского хозяйства Адипа Карамышева, спасти положение может сельское профессиональное училище, но ему необходима помощь. во-первых, для того, чтобы все-таки обновить его техническую базу. Во-вторых, для того, чтобы оно научилось выгодно представлять себя, используя имеющееся у него конкурентное  преимущество. заключается же оно в том, что на все Башкирское Зауралье приходится одно профессиональное училище аграрного профиля. Между тем в связи с реализацией Среднесрочной программы экономического развития именно зауральских районов через некоторое время на рынке трудовых ресурсов может возникнуть острая потребность в тех же механизаторах.
     В связи с привлечением инвестиций и реализацией социально-экономических проектов разного масштаба изменяется и возможности трудоустройства. Так выход на проектную мощность современного Баймакского мясопрерабатывающего комбината потребует повышения объемов производства в тех хозйствах, которые должны будут обеспечивать поставки сырья (мяса). Этого невозможно будет добиться без надлежащей кормовой базы, а качественная заготовка кормов, как известно, никогда не происходит без участия опытного механизатора. Этот список можно дополнить и другими инвестиционными проектами, которые были включены в целевую программу территориального развития Зауралья. К примеру, организацию муниципального предприятия "Рысай" в учалинском районе, расчитанного на производство высококачественного молока, создание крупного агрохолдинга на базе сибайского элеватора, реконструкцию исянгуловского молочного завода, открытие войлочного производства в Зилаирском районе, молокоперерабатывающего - в Баймакском, кожевенного - на юге региона. Каждая из этих технологических инициатив на начальном этапе потребует участие механизатора, от которого также зависит урожайность зерновых, а далее по цепочке: объемы полученного мяса, молока, кожевенного сырья и т.д. Кроме этого, развитие личных подсобных и фермерских хозяйств тоже невозможно представить без обычного деревнского тракториста. Да и первым азам самого фермерского дела можно было бы научиться в училище. Пока же здесь "был замечен" единственный сын белорецкого фермера, желающий так же, как отец, стать фермером.
     - Но чему я могу научить его, если сегодня по полям республики ходят "Кейсы" да "Челенджеры", а у меня весь гараж забит устаревшими "газиками" да "дэтэшками"? - отчаяние директора профучилища понять  можно. делая все, что нужно для сохранения училища, и даже больше, он все равно не может добиться необходимого результата. Ему, как говорит Камиль Галимович, необходимы и финансовая поддержка, и дельный совет.  "Россельхозбанк" отказал ему в выдаче кредитов для приобретения техники, т.к. училище - непрофильный клиент, оно представляет систему образования и не имеет отношения (!) к аграрному сектору.
     Поддерживая хорошие деловые отношения с местными сельхозпредприятими, не может он добиться внедрения в них европейской предусмотрительности. В Европе каждый руководитель сельхозпредприятия, фермер средней руки заранее прорабатывает кадровый вопрос. И если он знает, что года через четыре ему понадобиться человек, знающий толк в селькохозяйственной технике, он "ведет" ег со школьной скамьи - дети, которые знают, что будут работать в аграрной сфере, приходят к нему на практику. далее, обучаясь в профессиональном учебном заведении, многие из них  знают, в какое конкретное хозяйство их возьмут на работу и сколько им будут платить.
      Что-то хотя бы отдаленно напоминающее подобную схему хотели бы внедрить и в местном училище, но нге знают, с какой стороны подступиться к проблеме. Однако это не значит, что здесь бездейчтвуют, ожидая, когда все проблемы училища будут решены сверху. В прогнознм финансовом плане Хасанова прописаны все доходные статьи, которые помогут сохранить качественное питание обучаемых, обеспечить своевременное проведение посевных работ. Есть в их числе еще одна - кроководство. Им в училище также занялись из-за необходимости зарабатывать деньги. Кролик обещает не только ценных мех. Килограмм диетческого мяса сегодня стоит дороже говядины с кониной, и его готовы закупать дорогие рестораны. Что касается шкурок, говорят: "Жили бы в Китае, шили бы "норковы" шубы, у себя же хоти изготавливать детские меховые жилетки, шапочки, рукавички".  Перспективы достаточно реальные, но их нужно просчитывать  и прорабатывать. Хасанов готов считать и учиться, одновременно обучая своих учеников.
Мавлия Гамирова.
Р.S.: За востребованной специальностью тракториста пришли сюда по одному выпускнику информационно-технологического техникума, педагогического колледжа. Несостоявшиеся хородирижер и педагог также решили переквалифицироваться на механизаторов.